Одна из самых интересных тем сегодня – тема религиозных конфликтов. Протоирей Владимир Федоров поделился своими размышлениями о том, почему так важно изучать природу религиозных конфликтов.
- Почему для вас так важна тема конфликта?
- Поводом для изучения этой темы послужило приглашение от светской организации: на факультете психологии СПбГУ есть кафедра «Экстремальных и кризисных ситуаций», где студенты слушали курс «Психология миграционных процессов». В связи с этим возникла идея, что также нужно изучать и религиозные процессы. Раньше я этим не занимался, но когда меня пригласили, подумал, что это напрямую связано с моими интересами. Я лет двадцать занимаюсь миссиологией, и в этих исследованиях вижу свою важную миссиологическую задачу. Понимая миссию как роль и задачу Церкви в современном обществе, я вижу, что миротворчество, стремление не допустить появление и развитие конфликта, а также его профилактика, его разрешение – одна из важнейших задач христианского свидетельства.
В последнее время все чаще слышу: чем дальше от религии, тем больше покоя, мира. Считается, что религия вносит раздор в наше общество. Это не так. Когда изучаешь историю христианства и даже историю религии до христианства, видишь – конфликты были всегда. Да, зачастую конфликты были облачены в какие-то религиозные одежды. Однако на самом чаще всего причинами конфликтов служили экономические, политические, психологические, а порой и психиатрические факторы.
Сегодня миротворческая задача – одна из важнейших миссионерских задач. Очень важно не только понять и оценить так называемые религиозные войны и религиозные конфликты, но и извлечь из этого уроки. Мы видим, как растет напряжение в мире, связанное с глобализацией. На нас влияют и информационная революция, и технологическое развитие, и миграционные процессы. Идет не просто агрессия, есть все основания говорить о масштабном терроризме, который часто называют религиозным, хотя за ним стоят совсем другие факторы.
Сегодня много тем, требующих серьезного изучения: антисемитизм, толерантность, национализм, патриотизм, фундаментализм. Все они в той или иной степени связаны с религиозными конфликтами.
Скажем, фундаментализм давно стал символом агрессивного поведения во всех религиях. Агрессия – психологическое свойство человека? Особенности его личности? Как и почему зарождается фундаментализм? Или же это ложное учение?
Национализм, патриотизм – где конфликт между почитанием, уважением национальной культуры и эгоцентризмом?
Или антисемитизм. Казалось бы, это уже неактуально. Но если внимательней присмотреться, то оказывается, что проявление антисемитизма существует. И там есть и расовые, и религиозные факторы. Антисемитизм – классический пример религиозного конфликта.
Или, например, когда мы размышляем о том, как нужно воспитывать людей, причем не только детей, но и взрослых, чтобы не допустить конфликтов, мы, естественно, затрагиваем тему толерантности. Толерантность – настолько понятие спорное, парадоксальное, однако это та ценность, без которой сегодня невозможно достижение прогресса в мире. Многие путают толерантность и политкорректность. Как сказано в социально-психологических монографиях: «Политкорректность – один из аспектов толерантности». Но это неправда. Культура политкорректности заключается в следующем постулате: убери все символы, чтобы не обидеть человека другой религиозной традиции. Толерантность, напротив, говорит: «Нет, ничего не убирай. Ты не должен почитать, но ты и не должен оскорблять. Ты должен воспитать себя так, чтобы тебя ничего не задевало и не оскорбляло». Вот разница. Я часто слышу, что толерантность – не ценность. Как сказал в свое время покойный патриарх Алексий II: «Толерантность – это либеральная ценность, которая разрушит наше общество». Слава Богу, есть и слова патриарха Кирилла: «Толерантность – это пройденный этап, наша ценность – любовь». Можно спорить, пройден этот этап или нет, но то, что его необходимо пройти – это факт. Я уверенно и спокойно защищаю эту ценность. Какая может быть любовь, если есть нетерпимое отношение к объекту любви?!