Курсы открыл кратким вступительным словом ректор Семинарии, Антон Владимирович Тихомиров. Вскоре последовало выступление и.о.архиепископа ЕЛЦ, епископа ЕЛЦ ЕР Дитриха Борисовича Брауэра, которое и задало направленность будущему ходу обучения.
Так, например, было сказано о том, что человеческое сердце невозможно изменить извне – угрозами и давлением - оно поддается мягкой власти веры. Преображение каждого из нас в вере ведет к преображению мира, ведь свет каждой души, разгораясь, озаряет и изменяет мир вокруг нас. Следовательно, укрепления в знаниях, усилия, дарования - то, за что мы несем большую ответственность перед Господом. Выступление содержало весьма глубокие мысли, изложенные доступно и афористично. Дитрих Борисович также отметил развитие нашей Церкви в духе доброжелательной экуменической открытости и актуальность информационной поддержки ее жизни и затронул некоторые аспекты грядущего Генерального Синода и жизни Церкви, в целом.
Студентов ожидал цикл лекций А.Тихомирова. В них студенты погрузились в завораживающий и страшный мир мистического богословия Р.Отто, отдельно рассматривалась понятие «нуминозность» и «маски» Бога - в рамках учения Р.Отто, М.Лютера, М,Экхарта – лекции велись в присущей А.Тихомирову харизматичной манере (исключающей интеллектуальную инертность и активизирующую самостоятельность мышления студентов) Идеи М.Лютера о призвании, о государстве и Церкви, повествование о недостатках лютеранской ортодоксии, приведшей к появлению движения пиетизма, незаслуженно забытый Ф.Шлейермахер и его идеи… через набор мастерски объединенных богословских понятий, событий истории, догматов – прошло красной нитью: а что есть духовность? В чем теологические предпосылки различия лютеранского понимания пресвитерского служения от функций клира в иных Церквах (в контексте речи о «духовном сословии»)? Греховна ли материя или грех пронизывает сам дух человека, отпавшего от Бога? Возможна ли «борьба с Богом» и обретение Его в полнейшей богооставленности – казалось бы – «бездуховности»? Что есть «безрелигиозное христианство» Бонхеффера? Наконец, в чем состоят различия апофатического и катафатического богословия?
Антон Владимирович непринужденно оперировал интереснейшими цитатами малоизвестных в России теологов, демонстрируя замечательную эрудицию. Были яркие дискуссии (особенно противоречивым показался в данном плане фильм «Причастие» Бергмана) Каждый ощущал возможность выразить собственное видение вопроса, поддержку лектора и аудитории, возвращаясь к тематике «духовность» ощущал все новые измерения восприятия тривиального.
Благодаря мастерству педагога, его интригующим вопросам и артистизму - студенты самостоятельно открывали для себя новое, ощущая себя не «объектом» учебного процесса, а со-исследователями глубочайших духовных тайн, что вызывало стремление к дальнейшему самообучению и познанию.
Лекции Антона Тихомирова перемежались занятиями с Брэдном Бюркле. Отметим, что данный преподаватель использовал интересные возможности для наглядной подачи материала (проектор, рисунки)
Особенности развития западноевропейского монашества, различия уставов орденов, яркие и необычные подробности жизни их основателей и великих святых – некоторые исторические факты о монашестве, доселе неизвестные - все это вызывало большой интерес аудитории.
Попытка проанализировать сугубо лютеранское отношение к монашеству – в динамике развития со времен Реформации – также показалась весьма актуальной и нужной.
В обаятельной и мягкой манере, Б..Бюркле сумел помочь каждому вступить в обсуждение и вел занятия ярко и креативно.
Курсы завершились замечательным образом: благодаря ректорату, студенты смогли собраться за пышным столом, где их ожидали конкурсы, игры, театрализованные сценки, пение под гитару… Так, обучение, проходившее столь радостно и светло, естественным образом перешло в непринужденный веселый праздник.
Единственное замечание, которое у многих осталось после завершения курсов: слишком скорое их завершение. Впрочем, равно как и пожелание новых семинаров, новой помощи в возрастании в вере, поддержке служителей знаниями и практикой. А также – благодаря подобным позитивным мероприятиям, соединяющим представителей различных общин – желание укрепления, и сплочения, единства Церкви.
Анастасия Арсеньева (Алиева)