Календарь на месяц

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Iubilate Deo, omnis terra! (Пс 65:1 "воскликните Богу, вся земля").
В воскресенье Iubilate читается Евангелие об Иисусе как о виноградной лозе. Тема "новая тварь", однако, не явствует из этого чтения, но из других чтений, в которых описываются изменения, которые произвело и производит воскресение Иисуса из мёртвых. Интересно то, что в качестве ветхозаветного чтения выбран рассказ о сотворении мира по священническому кодексу - здесь мы возвращаемся к тому, что израильский народ познал уже давно: Бог сотворил мир хорошим, безупречным. Разнообразное бедствие на земле восходит к неверным поступкам человека, не исполнившего волю Бога. Христос же теперь сделал нас способными ее исполнять.    

 

Некоторые толкователи предполагают, что евангелист Иоанн Марк сам видел Страстные события, начиная с Тайной Вечери, так как дом, в котором Иисус вечерял с учениками, был его родительским домом. В Писании лишь сообщается о том, что Пётр тоже пошел в дом матери некоего Иоанна Марка, когда ангел освободил его из темницы (Деяния 12:12).
Позже из-за Марка ссорились и разошлись Варнава и Павел перед вторым миссионерским путешествием Павла (Деяния 15:36-41). Павел был разочарован Марком, так как тот не захотел вместе с ним проникнуть в глубь Малой Азии, и теперь он запретил ему сопровождать его в посещении этих новых общин. Однако в послании к Колоссянам Павел отсывается о Марке доброжелательно: "Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его, — также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою" (Колоссянам 4:10-11).  
Согласно древнецерковному преданию Евангелие от Марка было написано именно этим Иоанном Марком в Риме. Указание на его место пребывания находят в первом послании Петра 5:13: "Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне (т.е. в Риме) и Марк, сын мой". Во втором послании к Тимофею 4:11 Павел велит Тимофею привести с собой Марка. Если это произошло и это послание написано Павлом, то и это место является источником для предположения о месте пребывания Марка.
Если следовать этим размышлениям, то можно исходить из того, что у евангелиста Марка были особо тесные отноешния с первой общиной. Согласно преданию, в Риме он был переводчиком Петра и получил из его руки информацию о жизни Иисуса, так что мог начать писать Евангелие, что и община, по преданию, уговаривала его делать.
Евангелие от Марка возвещает нам об Иисусе Христе как о Господе мира.
Символ евангелиста - лев, так как его Евангелие начинается с пустыни, где живут дикие звери.
Умер Марк препподожительно в Александрии, где его арестовали во время пасхального богослужения и казнили в следующий день.

 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Cantate Domino canticum novum, quia mirabilia fecit!. (Ps 97:1а).
Воскресенье Cantate - это воскресенье пения, что, однако, не отражается в чтении из Евангелия - "придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас". Соединить этот текст с темой церковной музыки будет нелегко для проповедника. Скорее другие перикопы останавливаются на песенном ответе общины на дела Бога, т.е. рассказывают о хвале Бога общиной. Как уже воскресенье Iubilate, это воскресенье занимается определенной формой ответа общины, что и следует отражать в богослужении.

 

 

Название этого воскресенья ("молитесь!") произошло от обычая ходить по полям и молиться о хорошем урожае. Эти молитвенные шествия были введены в 4 веке в Риме, чтобы вытеснить языческие шествия по полям. Они начинались в воскресенье Rogate и продолжались неделю.
В евангелической Церкви оно также является воскресеньем, посвященным миссионерской работе. С него начинается неделя пожертвований за миссию.
Тема молитвы разнообразно освещается в перикопах. Чтение из Евангелия подбадривает нас к просительной молитве и даёт обетование, что Отец услышит наши прошения. Псалом славит Бога за внимание к нашим молитвам. Из Ветхого Завета читается сильная история о ходатайстве Моисея, которое смогло отвернуть гнев Бога от народа. Те же темы повторяются и в собственно молитвах этого дня.

 

В ранней Церкви празднование вознесения Иисуса на небеса было тесно связано с праздником Пасхи. О праздновании Вознесения Христова как самостоятельного праздника через сорок дней после Пасхи (в соответствии с повествованием Луки) свидетельствуют лишь документы от 4 века - например, одна проповедь Златоуста 386 года и рассказ одной паломницы о Иерусалиме - но этот праздник скоро стал очень популярным; его отмечали процессиями, и символически поднимали статую Христа.
Протестантская Церковь переняла праздник и отчасти - образное представление. С наступлением эпохи Просвещения этот праздник был под угрозой, но не был отменен, разве что перенесен на воскресенье Exaudi.

Весть праздника Вознесения говорит о прощании, но и о близости - Иисус уходит из узкого круга учеников, чтобы быть близко всем людям, сидя одесную Бога.
Этот день - день воцарения Господа и установления Его власти над небом и землёй.

Текст из послания (Деяния 1:3-4(5-7)8-11) и из Евангелия от Луки рассказывают одну и ту же историю (написанную одним и тем же автором!), но всё же с разными важными нюансами.
Ветхозаветный текст об освящении Храма Соломоном слабо вписывается в этот контекст - вероятно, он был выбран ради слов в молитве царя: "небо и небо небес не вмещают Тебя".

Слово Иисуса "восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Иоанна 20:17б) теперь исполнилось. Он, Воскресший, наполняет Своей властью небо и зелмю, объемлет всё видимое и невидимое. Вознесение Христово - праздник воцарения Христа. Он начинает царствовать по правую руку Бога. Он одновременно присуствтует посреди Своей Церкви, которой отдает Себя в хлебе и вине, и в то же время вселенная не вместит Его.
Но этот день обретает свое полное значение лишь тогда, когда мы учитываем обетование из Деяний 1:11б - "Сей Иисус, вознёсшийся от вас на небо, придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Мы не смотрим вслед уходящему Иисусу, мы можем и должны смотреть вперед на грядущего Иисуса!  
На богослужении после чтения рассказа о вознесении гасят пасхальную встречу, которая была символом пристутствия Воскресшего среди людей. Ученики остаются в своих домах в смущении, не зная, что будет. Они ждут Духа, обещанного им; это ожидание высказывается в молитвах этого дня и следующего воскресенья Exaudi. Еще 10 дней, и это обещание исполнится.
Литургический цвет по-прежнему белый, цвет света.
Этот четверг представляет собой переломный момент в пасхальном времени, но не его конец. С него начинается время неуверенности, так как теперь Господь ушел, действительно вознесён от учеников, а только в Пятидесятницу снова будет близок в виде Святого Духа. Даже зная о Пятидесятнице и в принципе всегда живя во время Пятитесятницы, мы вполне можем представить себе чувство этой отдаленности от Бога - ведь и сам Иисус пережил за нас эту отдаленность на Кресте. Однако это не уместно в сам день Вознесения, так как этот день - воцарение Иисуса и великий праздник.

 

Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: Exaudi, Domine, vocem meam, qua clamavi ad te; miserere mei, et exaudi me! (Ps 26:7 "Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне").
"Когда же придет Утешитель, Он будет свидетельствовать о Мне" - и в Утешителе ученики Иисуса нуждаются. В этом отрывке из прощальных речей Иисуса, который является чтением из Евангелия на этот день, говорится и об отвержении людьми, и о гонениях, даже о смерти.
Это воскресенье уже направлено к Пятидесятнице - оно подчеркивает прощание, но еще более - положение ожидания, в котором находится община.  
Воскресенье Exaudi отражает то напряжение, в котором находились ученики, когда их Господь вознесса на небеса. Они знают об обещании Духа, но еще не испытали Его. Они живут в почти непереносимом напряжении, так как прошлое уже не имеет значения, а будущее еще не имеет силы. Кажется, настоящее, в котором они бессильны, связывает их.
В этом напряжении звучит речь Иисуса, напоминание о том, что Он обещает Своего Духа; звучит чтение из Послания о любви Христа, превосходящей всякое познание, и очень близкий к ним ветхозаветный текст из пророка Иеремии, в котором Бог уже обещает заключение нового завета с народом, который будет записан в сердцах.