Календарь на месяц

"Мы - люди, протестующие против смерти!" - Так сформулировал Кристоф Блумхардт. Ни в одной другой истории Тот, Кто есть воскресение и жизнь, не противостоит смерти так жёстко, как в чтении из Евангелия на это воскресенье. Чтение из послания хорошо сочетается с этими пасхальными оттенками; не только потому, что оно провозглашает Христа, "разрушившего сметь и явившего жизнь и нетление", но и потому, что оно противостоит "духу боязни", источающему смерть и тление, если дать ему волю.
Скорее осторожными - и поэтому подходящими для погребальных речей - словами ветхозаветное чтение хвалит благость Бога, обновляющуюся каждый день и никого навечно не предающую смерти.

 

По преданию Матфей (= "дар Божий") - это тот апостол, который был мытарем, когда Иисус его призвал. У Матфея и у Марка его зовут "Левий" (Марк 2, от 13 ст., и параллельные места). Перед тем, как отправиться с Иисусом, Матфей еще устраивает прощальный пир, на который приглашает и Иисуса, хотя отдает себе отчет в том, что мытарь в глазах благочестивых иудеев является грешинком, в дом которого входить нельзя, не оскверняясь. Но Иисус принял это приглашение и таким образом подал знак: "не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Марк 2:17 и параллельные места). Позже Иисус посылает Матфея вместе с Фомой, чтобы они позаботились о "заблудших овцах Израиля" (Матфей 10:3.5-15).  
Евангелия и Деяния ничего, кроме этого, о Матфее больше не говорят. Иначе древнецерковное предание, которое видит в нем автора первого Евангелия. Около 140 года Папий сообщает, что Матфей написал свое Евангелие на еврейском языке, а впоследствии Его переводили на греческий язык кто как мог. Ученые очень сомневаются в этом авторстве, однако сборник изречений Иисуса не дошел до нас в первоначальной форме, так что можно принимать в расчет и ту возможность, которую изображает Папий. Дальше легенда сообщает, что Матфей долгое время был миссионером в Эфиопии, и что он обратил в христианстов семью царя, во имя Иисуса воскресив умершую царевну Ифигению. После этого она хотела посвятить свою жизнь служению Иисусу и остаться девственницей. Матфей поддержал ее решение. Но ее дядя хотел жениться на ней, и став царем, он велел казнить Матфея во время священного жертвоприношеня.
Реликвии Матфея хранятся в соборе города Салерно.
Символ Матфея - человек, так как его Евангелие начинается с родословия Иисуса как Человека. Чаще, чем символы других евангелистов (не считая орла Иоанна), человек как символ Матфея изображается, согласно Откровению 4:8, с крыльями.

 

Евангелие на этот день расскажывает о женщине, вера которой превозмогла даже Иисуса. Любая психологизация и педагогизация - мол, Иисус лишь хотел испытать эту женщину и т.д. - лишает этот текст величия и смысла. Потому что в этом тексте зафиксировано, насколько невыразимо труден был этот шаг через предел - в том числе и для Иисуса. И он показывает нам, "хананеянкам" и "хананеянам", цену нашего искупления.
Чтение из Послания тоже держится этой темы, говоря об источнике и пути веры, побеждающей мир: вера от слышания, а слышание от Слова Христова.
Таким образом, можно сказать, что в вере этой женщины Иисус преодолевает Сам Себя. Согласно ветхозаветному чтению, это основано на воле и решении Бога: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли".

 

С самого начала христиане строго следили за тем, чтобы почтение ангелов не выходило из-за рамок дозволенного. Покланение ангелам не было бы мыслимо (Откровение 19:10). День архангела Михаила возник на основании видений в южной Италии, примерно в 7 веке.
Протестантская Церковь переняла день архангела Михаиля - возможно, скорее потому, что этот день отмечали и в качетстве дня благодарения за урожай. Но, конечно, помнили и об ангелах, о защищающем присутствии которых любили молить Бога.
День архангела Михаила совпадает с осенним равноденствием. В это время природа беспокойна, разражаются бури и грозы, впечатлительно показывающие нам ту власть, с которой архангел Михаил может заступиться за Церковь. Это он закрывает врата ада, победив сатану (Откровение 12 и 20:3).
Борьба Михаила с падшим ангелом Люцифером (сатаной) - это борьба о влести Бога. Эта борьба идет рука об руку с пасхальной победой Христа. Небесный мир одержал победу над богопротивными силами. Но на земле борьба продолжается: "горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени" (Откровение 12:12). Церковь находится в этой борьбе и поэтому просит Бога о помощи, в том числе и через Его ангелов.
Литургический цвет - белый, цвет праздников в честь Христа (света), так как в день архангела Михаила мы указываем не только на победу ангела, но и на победу Христа в воскресении из мёртвых.

 

Как красная нить двойная заповедь любви к Богу и к брату проходит через воскресенья после Троицы. Это начинается с чтения из послания на первое воскресенье, из которого взят стих на эту неделю. Это продолжается в 4-е воскресенье, в 10-е воскресенье (где уже встречается чтение из Евнагелия на сегодняшний день) и в 13-е воскресенье (с чтениями из первого послания Иоанна 4:7-12 и из Евангелия - о добром самарянине). Сегодня как бы подводятся итоги по этой теме. Из Ветхого Завета читается декалог, десять Заповедей с введением, без которого не могут обойтись и христиане: "Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из рабства". Иисус его подтверждает, а Павел применяет к конкретной ситуации в общине: "итак будем искать того, что служит к миру и к взаимному назиданию".

 

С пятого века Церковь празднует день благодарения за урожай. Это один из немногих праздников, которые прямо связывают естественный год с церковным годом. Зачастую этот день совпадал с днём архангела Михаила (29 сентября), так как в этот день задумывались о том, как действуют ангельские силы и как их сила проявляется в природе. Другие реформаторские календари связывали этот праздник с днем Варфоломея (24 августа), воскресеньем после дня св. Эгидия (1 сентября) или после дня св. Мартина (11 ноября). В некоторых регионах еще есть отголоски этих старых традиций. Но потом этот день перенесли на воскресенье после дня архангела Михаила. В странах/местностях, в которых время урожая расходится с этим временем, имеет смысл не ориентироваться по дню архангела Михаила, а праздновать во время/после урожая.

Ветхозаветное чтение ставит день благодарения за урожай под знак готовности делиться. При этом речь идет не только о хлебе, но и - как показывает этот текст - о ночлеге, одежде, о справедливости, об ответственности за других людей вообще. С этим связано великое обетование: "и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды не иссякают". Поэтому новое чтение для дня урожая, которое уже встречалось нам в 15-е воскресенье после Троицы (Матфей 6:25-34), имеет смысл толковать в контексте этого чтения: если мы так делимся всем необходимым для жизни в горизонте Царства Божьего и его праведности, то мы освобождаемся от всякой боязливой, эгоистичной заботы о завтрашнем дне.
Чтение из Послания тоже говорит о том, чтобы делиться жизненно необходимым - апостол Павел собирает пожертвования для общины в Иерусалиме.
Если выбрать старое чтение из Евангелия - притчу о безрассудном богаче (Лука 12:[13-14]15-21), то мы усиливаем акцент на моменте покаяния и ожидания последних времён, которые, как кажется на первый взгляд, хуже сочетаются с радостным настроением дня благодарения за урожай. Но нелься забыть о том, что и ветхозаветное чтение по сути является призывом к покаянию.

 

Прощение грехов и выздоровление, спасение и исцеление стоят в центре своеобразно связаны друг с другом в сегодняшнем тексте из Евангелия, истории об исцелении расслабленного. Это очень резкая история - толкающаяся толпа, дыра в крыше, спор с книжниками, внезапное "восстание" исцеленного, уходящего с постелью под мышкой. Резки и те собтия, которые предшествуют обновлению завета, о котором говорит ветхозаветное чтение. И здесь собственно "чудо" состоит в том, что Бог прощает Своему народу злодеяние и грех (ст. 9). И, наконец, и автор чтения из послаия знает, что "ветхий человек истлевает в обольстительных похотях". Его указания "новому человеку" являются одновременно советами для действительно цельной, исцеленной жизни.
С этим хорошо сочетается и вступительный псалом: "блажен кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты".

 

"Что Бог сочетал, человек да не разлучит" - двадцатое воскресенье после Троицы посвящено браку и семье. Чтение из Евангелия говорит не только о том, как Иисус отвечает на провокационный вопрос фарисеев о разводе, но и - в более длинной версии - о том, как Он благословляет детей. Чтение из Послания, кроме того, ясно показывает, что "страсть похотения" может отягощать и разрушать не только взаимоотношение полов, но и экономическую жизнь, и общественную жизнь вообще: "чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво".
Ветхозаветное чтение расширяет этот принцип на всё творение: вместе с женой, сыновьями с их женами Ной покидает ковчек вместе со всей живностью и ставит Богу жертвенник на заново обретенной земле. Одновременно становится ясно, что всякий земной - как естественный, так и общественно-культурный - порядок зиждется на надежном, упорядочивающем, защищающем обещании Бога: "впредь ов все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся".
Божьи порядки восхваляет и вступительный псалом.
Чтения на это воскресенье можно поменять местами с чтениями на 23 воскресенье после Троицы.