День Реформации

31 10 2024

День Реформации

Чтения
Мат. 5,1-12

Матфей 5,1-12:
1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас.

Рим. 3,21-28

Римлянам 3,21-28:
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во [время] долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да [явится] Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
27 Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? [законом] дел? Нет, но законом веры.
28 Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.

Мат. 10,26б-33

Матфей 10,26б-33:
26 Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего;
30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

День, в который Лютер прибил тезисы к двери виттенбергской церкви, напоминает нам о целях Реформации, чтобы мы снова осознавали их.
Сначала нам указывает на возглас, которым и Иоанн Креститель, и сам Иисус призывали народ к покаянию: Покайтесь, ибо ериблизилось Царство Небесное!
Кто хочет следовать за Иисусом, тот должен повернуть всю свою жизнь в новую сторону, оформить ее по-новому не своими силами, а с помощью Божьей силы. Для нас, протестантов, это означает и то, чтобы мы больше не презирали наших братьев и сестёр из других конфессий, а вступали с ними в разговор.
В день Реформации мы должны помнить и о том, что Мартин Лютер никогда не хотел разделить Церковь. Опубликование тезисов (на латинском языке, так что лишь ученые люди могли их читать) было задумано как начало диспута, дискуссии ученых. При этом речь сперва шла лишь о тогровле индульгенциями. Лютер хотел выявить истину Евангелия. Это должно быть и нашей целью.
Литургический цвет дня Реформации - красный как цвет Святого Духа (см. Пятидесятница), но и как цвет крови мучеников, казненных на кострах и в пыточных инквизиции и в некоторых странах мира до сих пор убиваемых государственными органами за стремление быть верными Божьему Слову.
День Реформации обозначает цезуру в истории христианской Церкви - не уникальную, но всё же возымевшую тяжелые последствия. В наши дни вряд ли стоит использовать этот день для подчеркивания схизмы между церквями. Нет, главное в этот день - отдавать себе отчет в том, что Бог оправдывает нас не по делам, а по вере одной. Ведь именно это и было главным для Мартина Лютера.
Однако признал ли бы Лютер веру, которая вообще никак внешне не проявляется?