21 воскресенье после Троицы
20 10 2024
21 воскресенье после Троицы
- Мат. 5,38-48
-
Матфей 5,38-48:
38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. - Еф. 6,10-17
-
Ефесянам 6,10-17:
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. - Мат. 10,34-39
-
Матфей 10,34-39:
34 Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35 ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36 И враги человеку - домашние его.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
"Любите врагов ваших": вероятно, ни одно другое высказывание Иисуса не вызвало таких противоречивый реакций и диспутов, как это указание, действительно существенно выходящее за рамки заповеди любви к ближнему и к брату. В Нагорной Проповеди, образующей контекст чтения из Евангелия на это воскресенье, такое наставление появляется в связи жизненной стратегии, дерзающей преодолевать "зло добром". Хотя в самом тексте об этом открытыми словами не говорится, все же и здесь горизонтом, в котором такой образ жизни имеет смысл и обетование, является Царство Божье. "Дети Отца" играют по правилам, которым следует и Он Сам - правила, которые обретают конкретный образ в деятельности и судьбе Иисуса.
Чтение из Послания, изобилующее военными образами, вовсе не противоречит этому. То, что предлагает Нагорная Проповедь, здесь появляется под образом "всеоружия Божьего". Любовь к врагам - не признак слабости, а силы - точнее: Его власти и Его силы.
В ветхозаветном тексте пророк Иеремия пишет израильтянам, уведенным в вавилонское пленение: "заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу". Это придает теме "любовь к врагам" своеобразный поворот, в котором есть большая мудрость: "ибо при благосостоянии его и вам будет мир".