11 воскресенье после Троицы
11 08 2024
11 воскресенье после Троицы
- Лук. 18,9-14
-
Лука 18,9-14:
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. - Еф. 2,4-10
-
Ефесянам 2,4-10:
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
10 Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. - Мат. 21,28-32
-
Матфей 21,28-32:
28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
30 И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
"Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди" - такую фразу можно представить себе не только в устах фарисея, по праву гордящегося своими добрыми делами, но и в устах обращённого мытаря, осознающего свою особую роль в этой притче. И смирение может превратиться в высокомерие, если человек приписывает его себе как достижение, отличающее его от других. В послании это метко сформулировано с догматической точки зрения: "... не от дел, чтобы никто не хавлился".
Ветхозаветное чтение рассказывает о том, как пророк Нафан обличает великого царя Давида: "Ты - тот человек!" Давид исповедует свой грех и спасается; но его ребёнок умирает - эта история явно ставит другие акценты, чем Евангелие, а "сочетается" с ним лишь на первый взгляд. Так и молитвы ставят акценты по-разному - на Божьем милосердии, на осознании своих грехов, на опасности переоценки собственных сил.