10 воскресенье после Троицы
04 08 2024
10 воскресенье после Троицы
- Лук. 19,41-48
-
Лука 19,41-48:
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
45 И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих,
46 говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников.
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
48 и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его. - Рим. 11,25-32
-
Римлянам 11,25-32:
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные [Божии] ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. - Иоан. 2,13-22
-
Иоанн 2,13-22:
13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.
18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать?
19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.
20 На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?
21 А Он говорил о храме тела Своего.
22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
"Слушай, Израиль..." - так начинается "шма", основное исповедание израильского народа (см. ветхозаветное чтение на первое воскресенье после Троицы). Десятое воскресенье после Троицы посвящено Израилю. Речь об отношениях между Израилем и Церковью. Какие здесь открываются проблемы, видно по тому, что новая немецкая Евангелическая Богослужебная Книга предлагает альтернативную возможность чтения из Евангелия - Марк 12:28-34: книжник, соединяющий "шма" с заповедями любви к Богу и к ближному, согласно Иисусу "недалеко от Царствия Божия". Вероятно, этот текст выбран, чтобы высветить общие корни и общую основу веры. В старом чтении из Евангелия Иисус плачет о разрушении Иерусалима, которое Он предвидит, и толкует его как последствие недостатка "познания времени". Вовсе не обязательно понимать этот текст как обращенный против Израиля - слёзы Иисуса показывают Его любовь к Свему народу, а Церковь слишком часто в своей истории была слепа на оба глаза, когда речь шла о том, чтобы опознать знамения, которые Бог вписывал в ее "время".
Апостол Павел, как мы читаем в чтении из послания, тоже испытывает "великую печаль и непрестанное мучение сердцу", думая о своих "братьях"; ибо Израилю принадлежит - неизменно - "усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования".
Ветхозаветное чтение подтверждает это высказывание и указывает на его место в истории народа: "вы будете Моим уделом из всех народов" или, в другом переводе, "прежде всех народов".