4 воскресенье Страстного времени - Laetare
10 03 2024
4 воскресенье Страстного времени - Laetare
- Иоан. 12,20-26
-
Иоанн 12,20-26:
20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. - 2 Кор. 1,3-7
-
2 Коринфянам 1,3-7:
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения,
4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
5 Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
6 Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
7 И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении. - Иоан. 6,55-65
-
Иоанн 6,55-65:
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего [туда], где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
Название этого воскресенья - от начала латинского антифона: "Laetare cum Jerusalem, et exsultate in ea, omnes qui diligitis eam" - "возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его!" (Ис 66:10)
Этому духу соответствуют чтения из Послания ("Бог, утешающий нас во всякой скорби") и из Ветхого Завета ("есди даже горы сдвинутся...").
Воскресенье Laetare находится в середине Великого Поста.Тут мы как бы останавливаетмя, переводим дыхание на тяжёлом пути "восхождения в Иерусалим". Призыв к следованию за Иисусом не отменяется и не откладывается, в этом не оставляет сомнение чтение из Евангелия ("где Я, там и слуга Мой будет"). Но уже ясно встаёт перед глазами цель: слава, радость, плод. Образ пшеничного зерна становится притчей, описывающей следование за Христом. В то же время он напоминает рассказ об умножении хлебов, который раньше читали в это воскресенье, и на тексты для проповеди о хлебе жизни.
С 16 века есть свидетельства об обычае заменить на это воскресенье фиолетовый литургический цвет розовым - как бы разбавить его белым цветом грядущей Пасхи.
В это "розовое воскресенье" Папа римский освящал золотую розу и вручал ее выдающимся личностям. В древней Церкви на 4 воскресенье Поста совершался над крещаемыми обряд "еффафа" ("отверзитесь, уши и уста").