Откуда берется вера? Вызвать ее в себе самому невозможно. Вера приходит извне. Она дается. Но дается она только в слышании слова Евангелия.
Пока о жертве Христа, ради которой мы спасены, ничего не будет сказано, она останется бессильной. Чтобы стать реальностью для конкретного человека, спасение должно быть ему возвещено.
Прощение от Бога дается объективно раз и навсегда. Вера или неверие человека не могут на него повлиять. Именно поэтому нужно снова и снова самыми разными способами говорить людям об этом прощении. Нужно, чтобы люди услышали о нем. Крест Христов должен стать словом или таинством, чтобы обрести свою спасительную силу. Слово Божие, однажды ставшее плотью, теперь должно снова стать словом, словом провозвестия!
Итак, первая и самая естественная форма Слова Божьего – это устное провозвестие о милости, явленной нам во Христе.
Устное, значит, не «законсервированное» раз и навсегда, а каждый раз новое, обращенное к конкретным людям, находящимся в конкретной ситуации на понятном им языке. Именно такой и должна быть церковная проповедь. Свободная проповедь необходима поскольку каждый раз Евангелие нужно возвещать по-разному. Нет, и не может быть одной раз и навсегда данной формы его провозвестия. Нет, и не может быть единой и подходящей для всех и всегда формулы объяснения в любви Нет, и не может быть единой и единственной формулы, для выражения евангельской вести, будь это даже самая важная цитата из Библии. Поэтому мы и не можем ограничиваться готовыми литургическими формулами отпущения грехов, зачитыванием соответствующих библейских стихов или цитат из катехизиса. Библейские тексты должны зазвучать по-новому, так они станут сегодня по-настоящему действенным Словом Божием.
Итак, проповедь есть Слово Божие! При этом она, конечно, не свободна от различных ошибок, заблуждений, искажений. Но они не могут отнять у нее характера Слова Божьего: любое, пусть и несовершенное, пусть и содержащее ошибки, пусть и произносимое не от чистого сердца провозвестие, которое обращает слушателей ко Христу, уже в силу этого есть Слово Божие, Его откровение.